http://www.chabad.org/library/article_cdo/aid/56785/jewish/part-VI-36-42.htm
36) Более, чем через год молчания Хуана:
Кому: Хуан От: Элиезер Дата: 1 июля 2005г.
Хуан: Просто хочу поздороваться с вами и узнать, как ваши дела.
Элиезер
37) Кому: Элиезер От: Хуан Дата: 2 июля 2005г.
Уважаемый Шемтов, Я долго не отвечал на ваши письма по той простой причине, что мне было нечего сказать. Поверьте, я действительно ценю вашу заинтересованность, хотя до сих пор не знаю ее истинных причин. Мне бы хотелось это выяснить. Уверен, что это не объясняется нашей с вами дружбой, так как, честно говоря, нас связывает не так много. Возможно, через разговор со мной вы хотите помочь Полине, или же благодаря вашей религиозности вы прилагаете огромные усилия, чтобы сделать все от вас зависящее для решения еврейского вопроса в мире. Мне очень хочется верить, что мотивом, побуждающим вас не сдаваться, хотя прошло уже много месяцев с нашей последней переписки, является ваш интерес по отношению ко мне. Пожалуйста, развейте мои сомнения.
Позвольте ввести вас в курс происходящего в моей жизни со дня нашей последней переписки. Что касается профессии, я счастлив, так как зарабатываю на жизнь, занимаясь любимым делом. Но мое сердце разбито. Недавно отношения между мной и Полиной пришли к концу. Боюсь, что узнав об этом, у вас пропадет к нам интерес, ведь опасность ассимиляции устранена. Мне безумно хочется, чтобы это было не так.
Даже если история Полины может быть далека от завершения, факт в том, что нас разлучили на месяца, и после поисков решения у нас не получилось снова быть вместе. Для этого есть много различных причин. Хотя я до сих пор испытываю такое же чувство, как и в первый день нашего знакомства, она не уверена в этом. Не то, чтобы она чувствовала, что не любит меня; она просто не уверена, что любит. Очень многие вещи заставили пошатнуться наши отношения и привело нас к тому, что больше не хотим быть вместе.
Наши чувства поблекли по ясным нам обоим причинам. Невероятное чувство элитаризма, которое испытывает еврейская община Полины, разрушает всякие надежды на счастье людей разных национальностей. (Я делаю акцент на общину Полины – я не хочу обобщать и говорить о всех евреях мира, так как не знаю, что происходит в других местах). За несколько лет наших отношений я пришел к пониманию некоторых вещей, которые ужаснули бы кого угодно. Я мог бы написать об этом книгу. Возвращение к обсуждению дискриминации евреев со стороны не евреев стало бы жертвой высказывания «ты первый начал». Тот факт, что не евреи поступают подобным образом, не умаляет неприемлемости таких поступков со стороны евреев. Мы с Полиной постепенно отдалялись друг от друга из-за отсутствия поддержки в ее семье. Хотя, как все и ожидали, она все-таки приняли меня, впускали в дом без той открытой враждебности, для Полины было очевидно, что они не одобряли наши отношения. У нее никогда не хватало смелости рассказать об этом своим бабушке с дедушкой. Она не знакомила меня с теми, кто был в кругу ее общения. Даже после нескольких месяцев разлуки ее родители не знали об этом. Теперь вы видите, как редко я звонил ей, а еще реже приходил в гости. Причина не в том, что я не хотел; я просто чувствовал очевидное неприятие.
После нескольких лет все, включая ее родителей, могли видеть, что рядом со мной Полина была самой счастливой женщиной в мире. У нас были невероятный, прекрасные отношения. Мы могли бы быть замечательной парой. Но будущее, в котором семьи не могли бы общаться друг с другом, а я вечно чувствовал бы себя отвергнутым обществом, которое считало бы нас изгоями с точки зрения обеих религий, казалось совершенно непривлекательным.
Родители Полины, видя, как она счастлива, должны были поставить ее счастье выше своего. Но они не сделали этого. Они продолжали надеяться, что однажды все это закончится, и Полина (когда-нибудь в будущем это случится) выйдет замуж за еврея, обеспеченного сына друзей, который сможет дать ей то, что им кажется важным. Они определили будущее Полины в соответствии со своими ценностями, а не ее.
Если ей, двадцатипятилетней девушке, неважно, что у нас разные корни, они должны были уважать ее мнение. Если для моего любимого человека важно то, что расходится с моими интересами, я бы скрыл свои предпочтения, чтобы позволить человеку насладиться тем, что ему по душе. Вот мое понимание истинной религиозности. Подобно тому, как родители говорят неправду своему ребенку, восхваляя ужасный рисунок, который он принес домой из детского сада.
По Полининым словам, было бы идеально, если бы ее родители были так же, как она, заинтересованы в нашем браке. В конце концов она стала обманывать меня: не брала меня с собой на свадьбы ее друзей, объясняя это тем, что меня не приглашали, когда действительной причиной было присутствие там ее бабушки и дедушки. Ей постоянно было стыдно рядом со мной. Еврейская община вынудила ее стыдиться свое любви ко мне. Проповедуемые ими ценности заставили ее чувствовать, что ее любовь не что иное, как преступление, ошибка. Такие еврейские ценности – антиценности.
Я согласен с запретом смешанных браков. Но когда отношения становятся практически неизбежными, этой ценности должно тотчас придти на смену желание счастья ребенка.
Не пропагандируйте смешанные браки, но не разрушайте счастье тех, кто выбрал этот путь. Необходимо предотвращать это, насколько возможно, но неправильно губить тех, кто уже ступил на эту дорогу. Это можно сравнить с попыткой прервать нежелательную беременность. Конечно, мы должны сделать все, чтобы оградить от беременности подростка, но если это уже случилось, семья должна всецело оказывать поддержку. Представьте, если бы семья решила заставить их беременную дочь чувствовать себя ничтожной и виноватой. Благополучное ухаживание – то же, что и беременность; в обоих случаях что-то вынашивается. Конечно, можно склонить к аборту, но какой ценой?
Надеюсь, вы сможете понять мои рассуждения и ваш ответ будет искренним и мудрым.
Обнимаю, Хуан
38) Кому: Хуан От кого: Элиезер Дата: 3 июля 2005г.
Я до сих пор не знаю истинной причины вашей заинтересованности. Мне бы хотелось это выяснить.
Прежде всего, спасибо, что ответили мне. Я был очень удивлен, когда вы внезапно прервали нашу беседу безо всяких объяснений. На днях, я наткнулся на нашу переписку и решил попробовать снова установить с вами контакт.
Почему я посвящаю столько времени и сил нашей переписке?
Признаю, что мной движет немалая доля эгоизма. Вы впечатлили меня тем, как вы представляете ситуацию, и я почувствовал, что вы тот, с кем можно побеседовать и внести ясность в такие важные вопросы, с которыми мы имеем дело. И, конечно, имело большое значение (если не самое большое) желание внести свою лепту в решение еврейского вопроса. Это шире отдельных отношений вас и Полины. По мере нашего общения наш диалог получил свое собственное развитие, так как я оценил вас.
Думаю, наш с вами разговор мог бы стать отличным сценарием блокбастера. Вам так не кажется?
Боюсь, что узнав об этом, у вас пропадет к нам интерес, ведь опасность ассимиляции устранена. Мне безумно хочется, чтобы это было не так.
Я всегда в вашем распоряжении и по возможности готов помочь вам разобраться в любом интересующем вас вопросе. Как я говорил в начале нашей беседы, моя ответственность, как рабби и еврея, состоит не только в ограждении еврея от неправильных поступков, но также и в заботе о не еврее. Другими словами, мои обязанности не ограничиваются еврейской общиной, а выходят в общество в целом. Поэтому, мне кажется, что наша беседа только началась.
Невероятное чувство элитаризма, которое испытывает еврейская община Полины, разрушает всякие надежды на счастье людей разных национальностей. За несколько лет наших отношений я пришел к пониманию некоторых вещей, которые ужаснули бы кого угодно.
Согласен, это сложный вопрос. Тем не менее, я хотел бы подчеркнуть, что мнения, с которыми вы сталкиваетесь, не являются результатом еврейской культуры, а скорее, объясняются ее отсутствием. Очень много неясностей по поводу того, что значит быть евреем, и результаты этого непонимания очень болезненны. Уверяю вас, это причиняет мне такую же или даже большую боль, чем вам.
Они определили будущее Полины в соответствии со своими ценностями, а не ее. Если ей, двадцатипятилетней девушке, неважно, что у нас разные корни, они должны были уважать ее мнение. Если для моего любимого человека важно то, что расходится с моими интересами, я бы скрыл свои предпочтения, чтобы позволить человеку насладиться тем, что ему по душе. Вот мое понимание истинной религиозности. Подобно тому, как родители говорят неправду своему ребенку, восхваляя ужасный рисунок, который он принес домой из детского сада.
Я понимаю, о чем вы говорите, но можно посмотреть на это с другой стороны. Есть ситуации, в которых человек не в состоянии принять правильное решение. Когда один любит другого, очень трудно принять решение, которое приведет к разлуке. Человек ослеплен своей любовью и теряет объективное отношение к реальности. В таком случае ответственность за помощь ему ложится на семью и друзей.
В этом отдельном случае еврейские законы и традиции тоже имеют значение. Это точки отсчета, которые указывают нам дорогу. Хотя родители Полины не обращаются к Торе каждый день по поводу каждой сферы их жизни, это не исключает того, что однажды они станут поступать именно так. Другими словами, они совершают ошибку, когда поступают не в соответствии с Торой, и действуют правильно, живя по ней.
Еврейская община вынудила ее стыдиться свое любви ко мне. Проповедуемые ими ценности заставили ее чувствовать, что ее любовь не что иное, как преступление, ошибка. Такие еврейские ценности – антиценности. Я согласен с запретом смешанных браков. Но когда отношения становятся практически неизбежными, этой ценности должно тотчас придти на смену желание счастья ребенка.
Создание брака вопреки религиозным предписаниям – предательство еврейского народа, а также серьезное нарушение законов Торы. Как вы можете ждать того, что родители примут счастье, основанное на столь очевидном грехе и предательстве? Почему вам кажется, что гораздо важнее пожертвовать благополучием общины ради счастья отдельного человека, а не наоборот?
Не пропагандируйте смешанные браки, но не разрушайте счастье тех, кто выбрал этот путь.
Я не думаю, что это справедливое предложение. Если смешанные браки неправильны, как можно принять их, даже если кто-то счастлив от этого? Вопрос заключается не в чьем-то личном счастье...
Это можно сравнить с попыткой прервать нежелательную беременность. Конечно, мы должны сделать все, чтобы оградить от беременности подростка, но если это уже случилось, семья должна всецело оказывать поддержку. Благополучное ухаживание – то же, что и беременность; в обоих случаях что-то вынашивается. Конечно, можно склонить к аборту, но какой ценой?
Ваше сравнение очень интересно. Но подумайте, что та же самая Тора, которая запрещает аборты (если только беременность до необходимого срока не подвергает риску здоровье матери), запрещает смешанные браки. Не всякое планирование сравнимо с вынашиванием человеческой жизни.
Надеюсь, вы сможете понять мои рассуждения, и ваш ответ будет искренним и мудрым.
Я оправдал ваши ожидания? Обнимаю, Элиезер
P.S. Я никогда не спрашивал вас, хотя мне всегда было интересно: «Как вообще нашли меня? »
39) Кому: Элиезер От кого: Хуан Дата: 3 июля 2005г.
Спасибо за то, что посвящаете мне свое время и силы, Элиезер. Я действительно благодарен вам, но даже хотя я абсолютно согласен, что наша беседа похожа на блокбастер, невозможно, чтобы наши мнения совпали. Краткое изложение кажется довольно гармоничным, но развитие мыслей едва ли сходно. Хотя я получил христианское образование, сегодня, после стольких разочарований в моей религии и религии других, честно говоря, я не верю ни во что писаное. Вы же, напротив, воплощение величайшей веры и преданности Торе, что делает нас с вами людьми с противоположными, несовместимыми взглядами. Наша беседа стала возможной из-за нашего с вами логического способа мышления и анализа, но наши ценности в сущности различны. Для меня, Тора не является ориентиром на пути. Для вас Тора – это все. Я не могу принять правила, основанные на книге, не имеющей для меня никакой ценности, не говоря о мнении и взгляде ее автора. Признать, что эти ценности верны, означает, что мои – ошибочны. Полина так же признается, что больше не верит ни во что относящееся к еврейской вере. Если бы она вышла за меня замуж, ее современники осудили бы ее, и ее жизнь была бы полна переживаний. Бог считает это справедливым? Бог отдает предпочтение несчастному, но верному Торе человеку, нежели тому, кто, нарушая ее законы, живет счастливой полноценной жизнью? Думаю, на это вы ответите, что ни один еврей не может вести счастливую и полноценную жизнь, если она противоречит Торе. Поверьте мне, существуют тысячи случаев, доказывающих обратное. Подтвердили бы вы, что ни один ассимилированный еврей не умер счастливым, зная, что он прожил жизнь в соответствии со своими мечтами? Возможно вы считаете, что его жизнь была бы еще счастливее, проживи он ее в согласии с Торой. Но главная причина нашего несогласия в том, что вы считаете, что жизнь , прожитая с жертвами, приносящими пользу другим, нежели себе, является стоящей. Я ежедневно жертвую чем-то, что приносит больше счастья другим, чем другие приносят его мне, но это и меня заставляет чувствовать себя счастливее. Поэтому меня можно считать совершенно испорченным. В конце концов всегда фигурирует эгоизм. Жизнь ради других может подарить мне счастье, но в конце концов я начинаю искать свое собственное, личное счастье. Но уверенность в том, что если бы все жили в соответствии с Торой, то были бы счастливыми, - явная иллюзия. Но я понимаю, что вы, должно быть, верите в это, ведь именно эта идея питает вашу веру. Ценности, на которых основываются наши решения и заставляют нас верить в их правильность, совершенно противоположны. Думаю, мы с вами понимаем друг друга, но никогда не придем к согласию. Возможно, согласие здесь и не главное. Уважаемый Элиезер, мир, в котором мы живем, определенно далек от того, каким бы вы хотели его видеть. Поверьте, он также далек и от того, каким бы хотел его видеть и я. Обнимаю, Хуан
P.S. Я нашел ваш e-mail на одном из еврейских сайтов.
40) Кому: Хуан От кого: Элиезер Дата: 3 июля 2005г.
Даже хотя я абсолютно согласен, что наша беседа похожа на блокбастер, невозможно, чтобы наши мнения совпали.
Поэтому?
Честно говоря, я не верю ни во что писаное. Вы же, напротив, воплощение величайшей веры и преданности Торе, что делает нас с вами людьми с противоположными, несовместимыми взглядами. Наша беседа стала возможной из-за нашего с вами логического способа мышления и анализа, но наши ценности в сущности различны.
Не это ли делает наш диалог столь интересным? Несмотря на наши различия, мы смогли поддерживать общение. Если бы мы мыслили одинаково, что интересного было бы в нашем разговоре?
Признать, что эти ценности верны, означает, что мои – ошибочны.
А если бы причина была в этом?
Полина так же признается, что больше не верит ни во что относящееся к еврейской вере.
Самое простое– принять подобную позицию («Я не верю»). Я бы сказал, она даже не знает, что такое еврейская вера, и не важно, как долго она росла среди евреев.
Если бы она вышла за меня замуж, ее современники осудили бы ее, и ее жизнь была бы полна переживаний. Бог считает это справедливым? Бог отдает предпочтение несчастному, но верному Торе человеку, нежели тому, кто, нарушая ее законы, живет счастливой полноценной жизнью? Думаю, на это вы ответите, что ни один еврей не может вести счастливую и полноценную жизнь, если она противоречит Торе.
Я отвечу, что наша преданность Торе шире того, делает она кого-то счастливым или нет.
Поверьте мне, вероятно, есть тысячи случаев, доказывающих обратное. Подтвердили бы вы, что ни один ассимилированный еврей не умер счастливым, зная, что он прожил жизнь в соответствии со своими мечтами?
Их должны быть миллионы.
Жизнь ради других может подарить мне счастье, но, в конце концов, я начинаю искать свое собственное, личное счастье.
Так происходит, если в вашей жизни нет Торы. Но когда человек руководствуется Торой, он делает то, что должен независимо от го или ее счастья. Человек поступает так, потому что это правильно. Поэтому это ключ к истинной личной свободе.
Но уверенность в том, что если бы все жили в соответствии с Торой, то были бы счастливыми, - явная иллюзия. Но я понимаю, что вы, должно быть, верите в это, ведь именно эта идея питает вашу веру.
Постулаты Торы истинны и не всегда способствуют счастью в нашем его понимании. Если личное счастье совпадает с объективной истиной, это, конечно, идеал. Но когда между ними возникает конфликт, человек сталкивается с трудностью – какой выбор ему сделать?
Ценности, на которых основываются наши решения и заставляют нас верить в их правильность, совершенно противоположны. Думаю, мы с вами понимаем друг друга, но никогда не придем к согласию. Возможно, согласие здесь и не главное.
Это причина продолжать нашу беседу или закончить ее?
Уважаемый Элиезер, мир, в котором мы живем, определенно далек от того, каким бы вы хотели его видеть. Поверьте, он также далек и от того, каким бы хотел его видеть и я.
Что вы предлагаете с этим сделать?
Обнимаю, Хуан
Взаимно, Элиезер
41) Кому: Элиезер От кого: Хуан Дата: 3 июля 2005г.
Мой ответ будет кратким, потому что я нахожусь в дороге... Проблема, которую я обнаружил в наших последних письмах (возможно, она существовала с самого начала), в том, что возникает вечный вопрос «В чем смысл жизни?». Думаю, цель в обретении счастья. Замечательно, если к этому прилагаются и другие ценности. Вы верите в другую цель. Какую? Личную свободу? Объективную истину? Думаю, нам с самого начала нужно было обозначить это. Это основано на том, что все возможные выборы в жизни совершаются.
С наилучшими пожеланиями, Хуан
42) Кому: Хуан От кого: Элиезер Дата: 3 июля 2005г.
Проблема, которую я обнаружил в наших последних письмах (возможно, она существовала с самого начала), в том, что возникает вечный вопрос «В чем смысл жизни?».
Какой вопрос! Думаю, что перед тем, как обратиться к этому вопросу, мы должны ответить на другой: «Есть ли вообще в жизни цель?»
Думаю, цель в обретении счастья. Замечательно, если к этому прилагаются и другие ценности. Вы верите в другую цель. Какую? Личную свободу? Объективную истину?
Да, в обе.
Думаю, нам с самого начала нужно было обозначить это. Это основано на том, что все возможные выборы в жизни совершаются.
Тогда за работу.
Обнимаю, Элиезер