Здесь все начиналось…

На прошлой неделе посланники ХАБАДа со всей Европы приехали в небольшое местечко Любавичи, расположенное в Руднянском районе Смоленской области. С XVII века местечко стало крупным религиозным центром. Здесь обосновались лидеры хасидского течения в иудаизме – ХАБАД.

Следует заметить, что хотя движение основал рабби Шнеур Залман из Ляд, живший в то время в Лиозно, и только его сын и преемник, рабби Дов Бер, переехал в Любавичи, движение было названо именно Любавическим. Сам рабби Шнеур Залман в молодости учился в Любавичах. Рабби Дов Бер Шнеерсон — 5-й Любавичский Ребе из династии Шнеерсонов в 1897 году создал в Любавичах хасидскую семинарию «Томхей тмимим». В 1915 году он вынужден был покинуть Любавичи в связи с наступлением немецкой армии и переселиться в Ростов-на-Дону, где и умер.

В честь столетия этого события более 500 раввинов из разных стран Европы собрались в Любавичах. В их числе был и главный раввин Эстонии Шмуэль Кот, который решил поделиться с читателями рассылки своими впечатлениями от поездки.

21 августа участники поездки собрались в Москве, а затем на автобусах поехали в Любавичи. Поездка такого количества раввинов, которые давно не виделись, плавно превратилась в настоящий фарбренген. В Любавичах раввины должны были посетить могилы праведников. Но перед этим необходимо побывать в микве. Поскольку миквы на 500 человек в наличии не имелось, решили использовать для омовения местную речку. На берегу были установлены палатки- купальни, которые помогли выполнить обряд.

В Любавичах находятся могилы цадиков, которые являются местом паломничества. На месте захоронения праведников раввины со всей Европы молились вместе о благополучии всех евреев.

Сейчас в Любавичах мало что напоминает о былом величии этих мест. Сохранился двор, где раньше располагалась иешива. На этом месте были накрыты столы для трапезы, в которой приняли участие все прибывшие.

Дальнейший план предусматривал поездку в Лиозно. Но поскольку Лиозно находится на территории Белоруссии, а в нашей группе было множество людей без белорусских виз, нам сообщили, что на территорию Белоруссии российская погранслужба нас не пропустит. 500 раввинов прибыли на границу между Россией и Белоруссией и стали ждать решения проблемы. Кто-то пел, кто-то молился. Но общий настрой был весьма боевым. Если бы на границе стоял настоящий железный занавес, то и он бы, наверное, пал перед такой силой. Несколько часов мы провели на границе. На белорусской стороне нас ждала внушительная делегация во главе с министром Белоруссии по делам религий, губернатором области и другими высокопоставленными чиновниками.

Наконец, проблема была решена, и мы смогли выехать в Лиозно. Лиозно до войны был еврейским местечком. Здесь родина Марка Шагала. В начале войны немцы организовали в Лиозно гетто, а затем уничтожили множество его обитателей.

Следующей нашей остановкой стали Ляды, место, где жил Альтер Ребе. Там также находится памятник погибшим во время войны евреям - местным жителям.

До революции евреи в основном жили в маленьких еврейских местечках. Их жизнь была довольно изолированной. Может быть, благодаря этому уклад их жизни и сохранялся.

Сейчас в Любавичах евреев практически нет, но дух Хасидизма там сохранился: только с любовью надо подходить к каждому еврею.

Из Белоруссии мы вернулись в Москву, откуда наш путь лежал в Алма-Ату. В Казахстане похоронен Леви Ицхак Шнеерсон, отец седьмого Любавического Ребе. За свою религиозную деятельность был сослан в 1939 году в Казахстан в посёлок Чиили. В последние дни жизни получил разрешение переселится в Алма-Ату, где и скончался в 1944 году. Его сын Ребе Менахем Мендель Шнеерсон жил в то время в США. Несмотря на его попытки получить разрешение приехать в СССР, чтобы проститься с умирающим отцом, ему было не позволено это сделать. Леви Ицхак Шнеерсон был великий праведник. Благодаря таким людям и сохранился еврейский народ.

Я встретил в Алма-Ате еврея, который регулярно посещает могилы праведников. Он рассказал мне, что все, о чем он просил на могиле Леви Ицхака Шнеерсона, всегда исполнялось.

Итак, 500 раввинов побывали на могиле Леви Ицхака Шнеерсона, в чем было отказано седьмому Любавическому Ребе.

Конечным пунктом нашей поездки стала Москва. Там мы посетили прекрасную новую синагогу, недавно открытую в Жуковке. Один мой знакомый спросил меня: «Ну как, эта синагога лучше вашей, таллиннской?» Я ответил, что наконец вижу синагогу, которую не стыдно сравнить с нашей.

В Москве мы посетили еврейский центр, Еврейский музей и центр толерантности. За один день невозможно осмотреть все экспонаты музея. Он производит глубочайшее впечатление. Мне удалось побывать в библиотеке Шнеерсона и даже подержать в руках Сидур, которому более 200 лет. На его полях сделал пометки своей рукой известный цадик. Свет, идущий от этой книги, можно ощутить и сейчас, спустя два века.

צילום: יחזקאל איטיקין