«Мы, евреи, — соль земли»
Я - Еврейка, самая настоящая, с большой буквы, потому что мои предки, мои бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки - чистокровные евреи. Но я не такая выдающаяся личность, как многие, о ком написан «Еврейский паспорт».
Не всех своих бабушек, дедушек я застала в живых... Расскажу о папиных корнях. Папа родом из Украины, города Кременчуг, Полтавской области. Молодым парнем в 1957 году он приехал к своей старшей сестре, которая жила в Эстонии и была замужем за еврея. Родители папы остались в Кременчуге. Папиного отца, моего дедушку, звали Пейсах, мы предполагаем, что он и родился на Песах, раз имел такое имя. Дед не был строго религиозным, но он молился перед едой, соблюдал Шабат. Что я помню, так это дедушкины религиозные книги, которые были написаны на иврите. Что там было написано, я, конечно, не понимала. В этих книгах были какие-то вкладки, вкладыши - он знал, на какой странице ему нужно открыть, и читал молитвы. Я его очень мало видела - мы жили далеко друг от друга и редко ездили в Кременчуг. Но тем не менее я запомнила, как дедушка молился, омывал руки — это было для меня странным, потому что дома, в Эстонии, я этого не видела. Синагоги в Таллинне не было, и я была далека от этого. Бабушку, папину маму, звали Маша-Блюма. Я была очень маленькая, когда бабушка умерла, мне было всего 3 года, и, конечно, её не помню. Почему-то помню только бабушкины пирожки с вишней, помню запах вот этих пирожков... Бабушку не помню, а запах пирожков у меня остался. Бабушка была матерью пятерых детей: старшая дочь и четверо сыновей. Она была домохозяйка. Бабушка соблюдала кашрут, на Шабат она готовила гефилтэ фиш, курицу...
Со стороны мамы мои бабушка и дедушка жили здесь, в Эстонии. Мой дед Хехт Рувин, мамин отец, родился в Нарве. Мама когда-то изучала корни своей семьи в архиве, и по найденным там данным мамин дед - выходец из Австро-Венгрии. Как они оказались в Нарве - мне трудно сказать. О нём я знаю не много. Сейчас, наверное, я спросила бы маму об этом... но её, к сожалению, уже нет... По рассказам, дед был весёлый, добрый, очень общительный человек, свободно владел эстонским языком, имел много друзей, в основном, эстонцев, живущих здесь до войны. Он умер молодым после войны, ему было всего 57 лет. Я ещё тогда не родилась. А бабушка моя, Сара Рафаиловна, девичья фамилия Гамзе, родом из Даугавпилса, во времена молодости моей бабушки название этого города было Двинск. О ней тоже знаю не много, потому что конкретно у неё не интересовалась - в нашем общении мы не касались вопроса еврейства. Я, конечно, с детства знала, и никто от меня никогда не скрывал, что мы - евреи. В семье об этом говорилось, но не делали на этом никакого акцента. Бабушка и дедушка были не религиозные люди, обыкновенные светские. И бабушка, и дедушка знали идиш, помню, что бабушка с мамой говорила на идиш. Я, конечно, ничего не понимала - я ребёнок советского времени и, видимо, моя мама считала, что это как бы для меня необязательно. Сейчас, конечно, жалею, что это мне не привито, и я не знаю этого языка. Бабушка была очень красивая. И в 1929 году она даже стала «Мисс Иудея» в Двинске! У нас дома сохранена вырезка из газеты с её фотографией: моя бабушка, ещё совсем юная девушка, стоит с лентой, перекинутой через плечо, на которой написано «МИСС ИУДЕЯ гор. Двинска».
Этим гордятся и мои дети, моя старшая дочь Инна довольно часто это вспоминает. Дочь учится в Эстонской художественной академии. На одном из семинаров, когда было обсуждение темы моды 20-30х годов, она рассказала о заслуге своей бабушки, и это было по достоинству оценено преподавателями и сокурсниками. Бабушка и дедушка похоронены в Таллинне, мы часто бываем на кладбище, помним...
Мои родители Люба и Вильям познакомились в ДОФе на еврейском концерте в 1958 году. Мой юный папа увидел молодую красивую девушку, мою будущую маму, и попросил провести её до дома. Так завязалась дружба, которая переросла в любовь. Они поженились. Родилась старшая сестра и через 6 лет родилась я. Наша семья была далека от еврейства. Я опять повторяюсь, потому что в маминой семье не было принято справлять еврейские Праздники, Шабат. Учились в русской школе, тогда не было еврейской школы. И меня еврейство мало интересовало. Я, конечно, знала и никогда не стеснялась, что я еврейка и даже как-то гордилась этим. Не знаю, откуда, наверное, это было какое-то внутреннее чувство, никогда не стеснялась и гордо говорила, что я не эстонка, не русская, что, да, я - еврейка. Но ничего о еврействе не знала. Многие русские дети и в школе, и во дворе видели, что я не русская, и дразнили меня. Я была отчаянная и не давала себя в обиду, ещё и старшую сестру защищала. Не кулаками, а словесно. Когда на сестру говорили: «Ты еврейка!», то им отвечала я: «Что?! Да, она еврейка. Мы, евреи, — соль земли!» И тогда у этих детей, которые дразнили мою сестру, был просто столбняк, они просто не понимали, о чём я говорю! Теперь моя старшая сестра уже больше 20 лет живёт в Израиле со своей семьёй, у неё 2 дочери, они живут в Петах-Тикве. Когда я бываю у неё, она мне всегда это вспоминает и смеётся: «Помнишь, как ты меня защищала и кричала, что мы, евреи, - соль земли?:)))» - Помню, конечно, помню:)
В 1990 году я вышла замуж, трудно сказать, к сожалению или нет, за русского парня. Почему-то еврейские парни не очень желали брать в жёны евреек. А предлагать себя как товар, который их не интересует, я не хотела. Я вышла за человека, который меня любил и любит. Мы уже вместе 22-ой год и у нас нет разногласий на религиозную тему, всё хорошо. Когда я сказала родителям, что выхожу замуж за русского, не скажу, что они были довольны. Со мной была проведена беседа, что мы люди разного вероисповедания и как бы это не обернулось несчастливым браком. Каждые родители хотят, чтобы у их ребёнка был счастливый брак и чтобы не было раздоров по причине еврейства... Когда мой будущий муж сделал мне предложение, я ему сказала, чтобы он подумал прежде, чем идти в ЗАГС, что мы с ним люди разного вероисповедания, что нужна ли ему жена еврейка, что много русских красивых девочек, что он уже не мальчик, он взрослый человек, зачем ему это надо? Он ответил, что ему 29 лет, и он решает это сам. С семьёй мужа вместе мы не живём. Но если кто-то захочет меня обидеть, я умею ответить и себя в обиду не дам - ни себя, ни свою национальность. Ещё из своего жизненного опыта я заметила, что женщина, выйдя замуж за не еврея, всё равно, до самой старости остаётся еврейской женщиной. Детей воспитывает мама. И если мама - еврейка, то и дети впитывают еврейство с молоком матери. И это правильно, что у евреев национальность определяется по маме.Это, всё-таки, очень важно, кто твоя мама, кто тебя воспитывает, откуда у тебя корни. И теперешние мальчики, которые женятся на русских девочках или на эстонках...У меня этому есть только одно объяснение: они хотят, чтобы их дети ассимилировались и забыли, что они когда-то были евреями. Заходя в Еврейскую школу и Еврейскую молодёжную общину и видя там еврейских красавиц, мне кажется что красивее девочек и невест не найти! Мне трудно сказать, чем еврейские мальчики думают, был ли это пробел в воспитании этих мальчиков, что родители им не привили - даже не могу сказать... Теперь редкий еврейский мальчик женится на еврейке. Когда проходит Хупа в синагоге — это целое событие. Я 46 лет живу на свете и последние 30 лет думаю над этим: «Ну чем же плохи еврейские девочки?! Они такие красивые, они такие умницы!». Пока не нахожу ответ. Как еврейская мама я хотела бы, чтобы моя дочь вышла замуж за еврея, и мой сын женился на еврейке. Нельзя так растворяться, нельзя ассимилироваться.
Расскажу о своих детях. У нас с мужем двое детей: старшая дочь Инна родилась в декабре 1990 года и через 6 лет - сын Павел. Когда наша девочка должна была идти в детский сад, то в Таллинне на улице Сюда в детском саду работала еврейская группа. Я предложила своему мужу, чтобы наш ребёнок пошёл в еврейский детский сад, и он абсолютно был согласен. Старшая дочка ходила в этот еврейский детский сад, потом пошла в Еврейскую школу, которая, к счастью, в 1990 году возобновила свою работу. Благодаря школе Инна стала вносить в нашу семью, в нашу жизнь еврейские Традиции, еврейскую культуру. Она стала так много рассказывать о еврействе, и нам это было так интересно и увлекательно, что мы стали дома справлять Шабат. Она приходила в пятницу со школы и говорила: «А как же шабатние свечи? Давайте зажжём свечи». Нас это всё очень радовало. Предмет «Еврейские традиции» преподавал Лёва Кемпа. Он так много знаний дал своим ученикам! В школе в седьмом классе есть уроки по самоидентификации, на которых ученики делают всякие работы. Одной из работ было составить своё генеалогическое древо. Дочку эта работа очень увлекла, она интересовалась и звонила бабушкам, и они ей много рассказывали о своей жизни. Инна все их рассказы записывала и вносила в компьютер. Моей дочерью была проделана большая работа по изучению своей родословной - спасибо Лёве Кемпа за это. Инна оказала большое влияние и на своего младшего брата. Она приносила в дом со школы еврейские Традиции, Праздники, интересные рассказы о том, что они делали в школе на уроках еврейских Традиций, какие рисунки они там рисовали. Потом и наш сын Павел пошёл в Еврейскую школу. И он ещё больше стал интересоваться еврейством и так всему этому был рад! Павел - очень деятельный, он активно участвует в жизни школы. Он ещё школьник, но реально участвует и в жизни Еврейской общины. Так он помогал синагоге в оформлении веб-страницы www.ejc.ee, участвовал в подготовке новых выпусков „Israel Shelanu“. Сейчас он пишет небольшие статьи для газеты «Хашахар». Ему самому это очень интересно, он занимается этим всё больше и успевает при этом хорошо учиться - для всего находит время :)
Мои дети больше знают о наших еврейских корнях, чем я. Они воспитывались в еврейской среде, еврейской атмосфере, в них вложен еврейский дух - мои родители жили с нами и это волей-неволей передалось детям. Кроме того, у них еврейская мама с еврейской душой и дедушка, который вырос в соблюдающей Традиции еврейской семье. Мой папа стал регулярно ходить в синагогу, когда Павел был еще совсем маленький, наш Раввин тогда ещё только приехал. Дедушка брал маленького Павлика с собой, да Павел и сам хотел, всегда говорил: «Я пойду с тобой». Сейчас папа - член религиозной общины. Наша вся семья была довольна, когда приехал молодой раввин, и в Эстонии возродилась еврейская жизнь. Особенно это было близко моему папе. Он вспомнил своё детство.., да и в старости человек любой религии приходит ближе к Б-гу, ему нужен какой-то храм. Мой отец очень рад, что есть такой замечательный Шмуэль, что есть настоящая синагога! Папе уже 82 года, ему не всегда легко прийти в синагогу, но каждую субботу, когда позволяет здоровье, он участвует в шабатних службах. И, конечно, мой папа так рад за своих внуков! Он часто говорит: «Если бы это мог видеть мой отец! Он бы был счастлив и доволен, что его правнуки знают и справляют еврейские Традиции, хотят это знать дальше и дальше, и дальше...» У папы есть хобби - он пишет стихи, моя старшая сестра Лена даже называет папу «придворным поэтом»:) Вот отрывок из одного из стихотворений папы на еврейскую тему:
БЫТЬ ЕВРЕЕМ
Еврей обязан быть евреем.
Хотя бывает, что скрывает.
Но то, что он других умнее,
Он никогда не забывает...
Ей Богу, это не насмешка -
Ведь хорошо евреем быть!
В субботу он не знает спешки
И сколько хочет, столько спит...
Ей Богу, это не насмешка -
Как хорошо евреем быть!
В субботу он - Король с усмешкой,
По-королевски может жить...
В нашей семье так «случайно» получилось, что у моего папы 80-летие и у моего сына Бар-мицва совпали и праздновались в одно и то же время в Таллиннской синагоге. И оба - и дед, и внук - стояли радостные и счастливые, когда Раввин в своём приветствии отметил такое совпадение двух значительных событий в жизни человека как исключительное!
Я всегда чувствую гордость, что я - еврейка. Мне нравится ходить в Еврейскую общину, мне нравится видеть людей там. Моя юность прошла рассеянно от еврейского общества, потому что не было того, что есть сейчас: не было ни школы, не было ни светской общины, не было ни религиозной общины. Поэтому для меня еврейство было, в общем, записью в паспорте. А теперь у меня записи в паспорте нет, так как я являюсь гражданкой Эстонии, но у меня это в душе, в сердце. Я рада и счастлива тому, что я еврейка. В нашей семье по Шабатам зажигаем свечи, справляем еврейские Праздники. Не скажу, что дома мы шикарно накрываем столы, но я стараюсь что-то приготовить к каждому еврейскому Празднику, готовлю те блюда, которые в этот Праздник должны стоять на столе. Когда община проводит Седер Песах, мы, обычно, участвуем всей семьёй. У моих детей свой круг друзей, они отмечают Праздники в молодёжной общине, я хожу в синагогу отмечать Праздники.
Год назад я начала работать в Еврейской общине в социальном центре патронажным работником. Мне нравится эта работа. Во-первых, это благое дело, во-вторых, и мне до сих пор не верится, что за это ещё платят деньги:) Я хожу к одиноким пожилым людям. БОльшую часть времени мы разговариваем - я их выслушиваю, мы гуляем, я помогаю им по хозяйству. Мои подопечные полюбили меня. Они много вспоминают о своём детстве, о своей семье, как они жили до войны, какая тогда была еврейская жизнь. Именно потому, что я еврейка, всё, что они рассказывают, я могу себе представить в красках - такие же рассказы я слышала от своих родителей, как жили мои дедушки, бабушки... Своих подопечных я люблю, как своих родных, волнуюсь за них, переживаю. Если звоню, и они не берут трубку, я несусь туда, у меня бьётся сердце от того, что вдруг у них что-то случилось. Когда к тебе люди добры и хороши - и ты к ним со всей душой.
Еврейство должно быть и в твоей душе, и в твоём сердце, и в твоём сознании. Кем я ещё могу быть — я еврейка, у меня нет выбора. Да мне и не нужен этот выбор - я ею родилась, я так и уйду. Хочу пожелать всем евреям, чтобы они никогда не были в рабстве, чтобы они всегда были везде и во всём первыми. Евреи первые у Б-га — это так записано! Желаю всем счастья — ЛЕХАИМ!
_________________
материал подготовила к публикации: Галиа Келензон
Фото: из семейного альбома