ЕВРЕЙСКИЙ ПАСПОРТ

Алиса Якоби

alisa_jakobi_jewish-pass.jpg Меня зовут Алиса Якоби, родилась и выросла в замечательном городе Таллинне. По воле судьбы и случая в 1990 году открылась Еврейская гимназия, куда меня и мою сестру родители решили отдать учиться. И, конечно же, все сомнения решил тот факт, что мой дедушка, Исраэль Мигдаль, его братья и сёстры учились в буржуазное время в этой же Еврейской школе. Так что мы с сестрой продолжили эту традицию и очень даже в ней преуспели. Я рада, что мама перевела меня в Еврейскую школу. И сейчас могу с гордостью сказать, что училась в ТЕШ и всегда с улыбкой вспоминаю школьные годы. В Еврейской школе я училась с третьего по девятый класс. Нам преподавали, кроме основных предметов, иврит, еврейские Традиции, историю еврейского народа, еврейскую культуру. В детстве я не делила своё происхождение с другими детьми и не знала, чем мы отличаемся от других. Еврейское самосознание, понимание нашего отличия от других ребят во дворе сформировалось у меня в Еврейской школе. Эти знания и наше общение в еврейской среде помогли мне также больше понять характер и проблемы моих дедушек и бабушек. Ведь в детстве с нами о том, что им пришлось пережить: гонения, ссылка, гетто, Холокост - много не говорили. В Еврейской школе я училась с третьего по девятый класс. У нас был очень хороший класс. Но потом, к сожалению, очень многие из нашего класса уехали, кто в Америку, кто в Израиль, кто в Германию. Но всё равно, в каждом из нас остались самые тёплые воспоминания об этом времени.
А теперь немного о моей семье. Моя мама - Марина Якобишвили (Мигдаль). Мой папа - Николай Давидович Якобишвили. Моя старшая сестра Инна живёт в Израиле, в Тель Авиве.
Мой дедушка с маминой стороны Исраэль Мигдаль, в семье называли его Изей, родился в Таллинне в буржуазной Эстонии. Бабушка Нина Мигдаль, в девичестве Горлина, приехала из Ленинграда после окончания медицинского института, она выучилась на стоматолога. Бабушка с дедушкой начали совместную жизнь в городе Хаапсалу. Тогда там жили еще три еврейские семьи. Все друг друга хорошо знали, общались, собирались по еврейским Праздникам и без них, в общем, вели активную жизнь. Когда маме было 15 лет, семья переехала жить в Таллинн. Бабушка с дедушкой благополучно продолжали работать. Мама после окончания школы пошла по стопам бабушки Нины - пошла учиться на стоматологический факультет и очень в этом преуспела. Сейчас она практикует в Таллинне, все знают доктора Якобишвили и знают о её лёгкой руке. Семья Мигдалей была большой и дружной, всего в семье было 5 детей. Дедушкин старший брат, Самуил Мигдаль, служил в советской армии, после окончания войны он вернулся в Таллинн, стал работать фотографом, и в Советском Cоюзе его имя было очень известно среди фотожурналистов. По дедушкиным рассказам, происхождение Мигдалей простирается до самой Испании, хотя, насколько до нас дошло, родители прапрадедушки Якова Мигдаля родом из Польши. Потом сам Яков решил переехать и вначале он жил в Латвии. Потом, познакомившись с моей прабабушкой Идой Франк, они переехали в Эстонию. Это было вначале 20-х годов прошлого века. Яков Мигдаль держал несколько магазинов готового платья. Прабабушка Ида занималась домашним хозяйством, воспитывала детей, помогала Якову по работе. В семье Мигдалей все говорили на идиш и эстонском языках, по-русски никто не говорил до начала событий Второй мировой войны. По воспоминаниям моей мамы, бабушка Ида была очень гостеприимная, энергичная, всегда собирала вместе всю семью. По праздникам бабушка делала большие застолья, с края одного стола не было видно тех, кто сидел на другом конце стола. От Якова моему дедушке досталась небольшая библиотека на идиш, среди них собрание Шолом Алейхема и другие книги.

Давид Якобишвили, дедушка с папиной стороны, - еврей грузинского происхождения. Он из Кутаиси. Бабушка Людмила Ленкер родом из Австро-Венгрии. Её отец Владимир Ленкер был врачом. Бабушка училась в Питере на медицинском факультете, где также учился дедушка. Там они и познакомились. После окончания института они поехали на работу в Вильянди. Через какое- то время Давид Якобишвили вернулся в Грузию. Бабушка Люся с двумя сыновьями осталась в Вильянди. Когда моему папе было 16 лет, семья перехала в Таллинн. Тяга к медицине папе по наследству не передалась. Он решил пойти учиться на строительно-инженерный факультет в Ленинграде по стопам мужской половины со стороны семьи Ленкеров. Позже он решил поступить на архитектурный факультет в Эстонский художественный институт.

Я выучилась в Эстонской академии художеств по специальности графический дизайн, сейчас работаю по этой специальности. Наверное, по этому направлению я пошла по примеру папы. Из маминых генов я унаследовала умение хорошо готовить, вести порядок в доме, быть энергичной, гостеприимной. Я очень люблю своих родителей и очень им благодарна за всё, что они для меня делали. Из своего детства хорошо помню моих дедушек и бабушек. Они соблюдали еврейские Традиции и справляли еврейские Праздники. Я ходила с дедушкой Изей в синагогу на улице Магдалена, там, помню, он со своими знакомыми общался на идиш. Дедушка мне рассказывал интересные еврейские истории, а также о моём еврейском происхождении. Дедушке тяжело было рассказывать о времени, когда он был репрессирован, он мало об этом говорил. Бабушка Нина пережила блокаду Ленинграда, это тяжело отразилось на её самочувствии впоследствии.

Когда Советский Союз развалился, быть евреем стало намного проще. Мои родители часто собираются вместе со своими друзьями и отмечают еврейские Праздники. Когда я ещё училась в Еврейской школе, Праздники отмечала и дома, и со школьными друзьями, обсуждали значение каждого Праздника. Моя старшая сестра Инна Мигдаль вышла замуж в Израиле. Но хупу она делала в Таллиннской синагоге, в то время синагога была в пристройке на Кару, 16.

Считаю, что евреем важно быть не только на словах, но и в душе. Стараюсь всегда в пятницу вечером встречать Шабат. Зажигаю свечи, молюсь. У меня есть свой Сидур. Дома у меня висит мезуза. Шабат для меня важен, так как осознаю, что я - еврейка. Шесть дней занимаюсь всякими делами, много работаю, седьмой день я должна духовно расти, больше понимать свою жизнь, отдыхать. В субботу стараюсь не работать и не заниматься повседневными делами. Для меня соблюдение Шабата это не просто традиция, а духовная необходимость. Есть вещи частные, есть вещи общие. Когда вижу огонь шабатних свечей, я понимаю, что надо стремиться к своему духовному росту. Сейчас мне хочется больше читать еврейскую литературу, еврейских авторов, больше узнать об истории Израиля, иудаизме.

____________________________

материал подготовила к публикации: Галиа Келензон

фото: из личного альбома